Modelling

Modelling is the most important method of cognition. Without it we can’t imagine the modern science and education. It had stopped to be the thing just for scientists and researches. Modelling had escaped form laboratories of scientific institutions and had become widespread. Oil and gas industry has very big amount of different models, simulators and specialized software. One thing has remained unchanged: modeling has not ceased to be a sophisticated tool that requires in-depth knowledge.

Before the era of total numerical 3D modeling there was a system of engineering models (methods of VNIIneft, Hiprovostokneft, TatNIPIneft, AzNIPIneft, etc.), which was not too particular about the quality and volume of raw data, took into account the stochastic distribution of reservoir properties and had a good forecasting potential.

Currently, it is almost completely forgotten, despite that current programs and techniques are not fully compensate the capabilities of engineering approaches. For example, the problem of taking into account the loss of oil due to discontinuity formation remains open. In our opinion, industrial science unreasonably easily refused simple engineering methods, putting too much hope on the multifunction simulators. Measurable improvements in the quality of forecasting solutions in the project documents due to the transition to 3D numerical simulation didn’t happened, rather, it went down.

consulting_models

We, maintaining continuity of modeling techniques, use the arsenal of modeling tools, which creates the most adequate representation of the object. Including well-established engineering practice of previous years.

System solutions

We pay great attention to the creation of optimization technologies of system of wells arrangement. Why are we doing this? First, because the problem of deformation of wells arrangement in high recovery of reserves is becoming more global. Second, even undeformed well coverage is far enough from optimal variants with respect to reservoir heterogeneities. Third, it’s just a cheap technology. Forth, it’s a systematic technology, and thus effect of its implementation can surpass all expectations.

consulting_system_a

consulting_system_b

consulting_system3

Direction of optimization of well placement in a zonal heterogeneity of the reservoir is composed of two technologies. The first based on on the numerical simulation and optimal control theory. The second had developed by using a simplified analytical approach applies to the category of “quick decisions”. Both technologies complement each other and can effectively solve the problem of optimizing the system design regardless of the degree of development of reserves.

Significant theoretical developments and experience in analysis of real objects allowed us to create unique technologies and automated optimization algorithms of placement of wells, which open up possibilities of systematic stimulation on reservoirs, which can increase efficiency of flooding in different types of heterogeneities: lithofacies, tectonic, structurally gravitational.

Local solutions

We also pay enough attention to geological and engineering operations on wells. Despite that this direction is named by our company as Local solutions, the methods of analysis and forecasting of interventions, which we use here, have a systemic character. They can be divided into two blocks: expert system and system with learning from experience. Expert systems are used when you need implement technology, which previously was not used here. And there are well established methods of selection of wells, based on the theory of fuzzy sets.

Oil and gas companies have accumulated vast experience in implementing various interventions. This array of information contains a lot of useful and important knowledge that can significantly increase the success of interventions. We managed to pick up the key to this valuable knowledge through the use of machine learning methods. Preference was given to simple and transparent algorithms: Kohonen self-organizing maps, trees of decision rules.

consulting_local2

Technology of analysis and forecasting with decision trees, developed by our company, was considered at the special meeting Rosnedra (protocol #4752 from 13.12.2009), where it has received approval and recommendation for use to subsoil users and project organization.

Unsteady flooding

Currently, the main task of the oil industry is to reduce the cost of oil production. In the reservoirs, which characterized by high water cut, the use of most types of technologies related to the use of viscoelasticity polymers, often do not justify the money spent on interventions.

However, there are low-cost, no deservedly forgotten, technology of hydrodynamic impact on heterogeneous permeability reservoirs. We are talking about the technology of unsteady flooding, including time-dependent (cyclic) flooding, change in the direction of filtration flows, periodic work of producing and injection wells in antiphase, cyclic exploitation of producing wells.

Experience in the implementation of technology of unsteady action shows that during the period of implementation water cut reduces, oil flowrate increases, water production reduces. Magnitude of the effect of the use of non-stationary flooding depending on the permeability inhomogeneity, the ratio of the fluids viscosity, initial water cut, can reach 10-15% of the accumulated oil production over the period of application.

Classical technology of cyclic impact assumes the flooded area high permeability reservoir (it can be reservoir layer, developed system of cracks, etc), which has the largest area of contact with the not produced yet oil-saturated part of reservoir. Knowing the characteristics of the high permeability zones and believing that at high water cut of producing wells the high permeability zone is flooded, we can determine the period of unsteady action.

Company «CONCORD» has big experience of design technology of non-stationary flooding in various fields in Russia and Kazakhstan. The company’s employees were actively involved in the development of technologies in the fields of unsteady effects of Tatarstan (Romashkino Field: Abdrahman, Chishmin, East Suleev, Minibay squares, deposits 301, 303), Perm Krai (Shumov field), Orenburg Oblast (Rostashkin field), Samotlor field.

In recent years, the company has pioneered the technology of non-stationary flooding in the fields of Kazakhstan (Kumkol, North Buzachi).

In North Buzachi field the efficiency has been proven in field conditions. Thus, only one of the sections of the application of non-stationary flooding in 2013 was additionally produced 21.2 thousand tons, which is about 21% of the accumulated oil withdrawal site for the same period.

non_stationary

In Kumkol in 2013-2014 this technology was directed to reducing pace of water cut. The effect of the application of technology in 2013 amounted to more than 7 tons of additional oil (about 9% of the accumulated selections of oil over the same period), in 2014 – more than 6 tons (about 11% of the total oil production site in the the period under review).

Thus, in a period of declining world oil prices the active use of low-cost technologies of unsteady effects on oil-saturated reservoirs will allow significantly reduce the cost of oil.

© 2014 ЗАО "КОНКОРД"

Моделирование

Моделирование — важнейший метод познания. Без него невозможно представить современную науку и образование. Оно перестало быть прерогативой учёных и исследователей. Моделирование вырвалось из лабораторий научных институтов и приобрело массовый характер. Большего количества различных моделей, симуляторов и специализированных программ, чем в нефтегазодобывающей индустрии нет, наверное, ни в одной промышленной отрасли на планете. Одно осталось неизменным: моделирование не перестало быть сложнейшим инструментом, требующим глубоких знаний.

До начала эры тотального численного 3D моделирования существовала развитая система инженерных моделей (методики ВНИИнефть, Гипровостокнефть, ТатНИПИнефть, АзНИПИнефть и т.д.), которая была не слишком требовательной к качеству и объему исходных данных, учитывала стохастичность распределения свойств пласта и обладала неплохим прогнозным потенциалом.

В настоящее время она практически полностью забыта, несмотря на то, что современные программы и методики не в полной мере восполняют возможности инженерных подходов. Так, например, проблема учёта потерь нефти за счёт прерывистости пласта остается открытой. На наш взгляд, отраслевая наука необоснованно легко отказалась от простых инженерных методик, возложив слишком большие надежды на многофункциональные симуляторы. Ощутимого улучшения качества прогнозных решений в проектных документах за счёт перехода на 3D численное моделирование, не произошло, скорее наоборот, оно снизилось.

consulting_models

Мы, сохраняя преемственность развития технологий моделирования, используем тот арсенал модельных средств, который создает наиболее адекватное представление об объекте. В том числе и хорошо зарекомендовавшие себя инженерные методики прошлых лет.

Системные решения

Большое внимание нами уделяется созданию технологий оптимизации систем расстановки скважин. Почему мы занимаемся этим? Во-первых, потому что проблема деформации систем расстановки скважин в условиях высокой выработки запасов становится глобальной. Во-вторых, даже недеформированные сетки скважин далеки от оптимального размещения относительно пластовых неоднородностей. В третьих, это просто недорогая технология. В четвертых, это системная технология, а следовательно эффект от её грамотного внедрения может превзойти все ожидания.

consulting_system_a

consulting_system_b

consulting_system3

Направление оптимизации расстановки скважин в условиях зональной неоднородности пласта имеет в своем составе две технологии. Первая основана на численном моделировании и методах теории оптимального управления. Вторая технология разработана с использованием упрощенного аналитического подхода и относится к категории «быстрых решений». Обе технологии взаимно дополняют друг друга и позволяют эффективно решать задачи оптимизации системы разработки вне зависимости от степени выработки запасов.

Значительные теоретические наработки и большой опыт анализа реальных объектов позволили нам создать уникальные технологии и автоматизированные алгоритмы оптимизации расстановки скважин, которые открывают возможности системного воздействия на пласт, существенно повышая эффективность заводнения в условиях различных неоднородностей: литолого-фациальной, тектонической, структурно-гравитационной.

Локальные решения

Мы уделяем большое внимание и геолого-техническим мероприятиям на скважинах. Несмотря на то, что это направление получило в компании условное название «Локальные решения», методы анализа и прогнозирования ГТМ, которые мы здесь применяем, носят системный характер. Их можно разбить на два блока: экспертные системы и системы с обучением на опыте. Экспертные системы используются, когда необходимо реализовать технологию, которая ранее на данном объекте не применялась. Здесь хорошо зарекомендовали себя методы выбора скважин-кандидатов, основанные на теории нечетких множеств.

Нефтегазодобывающие предприятия накопили огромный опыт реализации различных ГТМ. Этот массив информации содержит в себе много полезных и важных знаний, которые могут существенно повысить успешность мероприятий. Нам удалось подобрать свой ключик к этим ценным знаниям за счёт применения методов машинного обучения. Предпочтение было отдано простым и прозрачным алгоритмам: самоорганизующимся картам Кохонена, деревьям решающих правил.

consulting_local2

Технология анализа и прогнозирования ГТМ с использованием деревьев решений, разработанная нашей компанией, была рассмотрена на специальном заседании ЦКР Роснедра (протокол №4752 от 13.12.2009), где получила одобрение и рекомендации к использованию недропользователями и проектными организациями.

Нестационарное заводнение

В настоящее время основной задачей нефтедобывающей отрасли является снижение себестоимости добычи нефти. На месторождениях, характеризующихся высокой текущей обводненностью добываемой продукции, применение большинства видов технологий, связанных с применением вязкоупругих блокирующих движение составов, зачастую не оправдывают затраченных на ГТМ средств.

Вместе с тем, существуют малозатратные, не заслуженно забытые, технологии гидродинамического воздействия на неоднородные по проницаемости пласты. Речь идет о технологиях нестационарного воздействия, включающих в себя нестационарное (циклическое) заводнение, изменение направления фильтрационных потоков, периодическую работу добывающих и нагнетательных скважин в противофазе, циклическую эксплуатацию добывающих скважин.

Опыт применения технологий нестационарного воздействия показывает, что в период применения технологии снижается обводненность добываемой продукции, возрастает дебит нефти, снижаются отборы попутной воды. Величина эффекта от применения нестационарного заводнения в зависимости от проницаемостной неоднородности, соотношения вязкости пластовых флюидов, начальной обводненности может достигать 10-15% от накопленных за период применения НЗ отборов нефти.

Классическая технология циклического воздействия предполагает наличие заводненной высокопроницаемой зоны пласта (это могут быть слои коллектора, развитая система трещин и т.д.), которая имеет наибольшую область соприкосновения с невыработанной нефтенасыщенной зоной пласта (гидродинамические связанные с высокопроницаемыми слоями низкопроницаемые пропластки, поровые блоки породы и др.). Зная фильтрационные характеристики высокопроницаемой зоны и полагая, что при высокой обводненности добывающих скважин высокопроницаемая зона заводнена, можно определить период нестационарного воздействия.

Компания «КОНКОРД» имеет большой опыт проектирования технологий нестационарного заводнения на различных месторождениях России и Казахстана. Сотрудники компании принимали активное участие в разработке технологий нестационарного воздействия на месторождениях Татарстана (Ромашкинское месторождение: Абдрахмановская, Чишминская, Восточно-Сулеевская, Минибаевская площади, залежи 301, 303), Пермской области (Шумовское месторождение), Оренбургской области (Росташинское месторождение), месторождении Самотлор.

В последние годы компания активно внедряет технологию нестационарного заводнения на месторождениях Казахстана (Кумколь, Северные Бузачи).

На месторождении Северные Бузачи благодаря интересу к технологии НЗ со стороны недропользователя, эффективность применения циклической закачки воды в неоднородные по проницаемости пласты, насыщенные высоковязкой нефтью, была доказана в промысловых условиях. Так, только на одном из участков применения нестационарного заводнения в 2013 году было дополнительно добыто 21.2 тыс. т, что составляет около 21% от накопленных отборов нефти участка за этот же период.

non_stationary

На месторождении Кумколь в 2013-2014 гг. применяемая технология НЗ была направлена, прежде всего, на снижение темпов роста обводненности добываемой продукции. Эффект от применения технологии НЗ в 2013 году составил более 7 тыс.т дополнительно добытой нефти (около 9% от накопленных отборов нефти за тот же период), в 2014 году – более 6 тыс.т (около 11 % от суммарной добычи нефти участка за анализируемый период).

Таким образом, в период снижения мировых цен на нефть активное применение малозатратных технологий нестационарного воздействия на нефтенасыщенные коллекторы позволит значимо снизить себестоимость добычи нефти.

© 2014 ЗАО "КОНКОРД"